Методы типологизации

Методы типологизации

размещено в: Понятие генплана | 0

Надо сказать, что монастырями как объектом изучения в церковной среде начали заниматься еще в XIX веке, но это были труды более похожие на статистические сведения о монастырской братии и монастырской утвари и хозяйстве.

Светскую архитектурную науку данная тематика заинтересовала, уже к концу XX века, когда появилось много новых городов, и на пике изучения и типологизации кремлей и городов, некоторые исследователи, уделяли внимание выявления заимствований монастырскими ансамблями пространственной композиции от кремлей. Но это уже на пике того как монастыри в большинстве своем превратились в памятники архитектуры охраняемые государством.

Ранняя работа, это труд Ю. Ушакова «Пространственная организация общественных центров северорусских селений в XVII—XVIII вв. Композиция и восприятие» в которой дана классификация приемов архитектурно-пространственной организации северорусских селении, установлены оптимальные соотношения элементов их центральном группы, выделены характерные приемы компоновки зданий. Следует, однако, отметить, что предложенный Ю. Ушаковым подход вряд ли может считаться универсальным, частности, вне сферы его разработок остается именно объяснение закономерностей композиции древнерусских монастырей.

Автором была разработана методика обследования несохранившихся элементов ансамблей и их гнезд в совокупности с природным окружением с целью графической реконструкции. В основе познания пространственной организации селений лежало натурное изучение, так как только на месте можно было полноценно ощутить взаимодействие архитектуры и природы. При реконструкции роль выявленных несохранившихся сооружений в общей структуре селений можно было оценить, только мысленно «привязав» постройку к месту ее рождения. Характерно, что обмерные чертежи и масштабные графические реконструкции особенно наглядно выявляли пространственную и композиционную организацию селений.
В основу классификации положена степень раскрытия селения (или гнезда селений) к основным путям движения (водным и сухопутным). Предлагается различать четыре основных типа композиций. К центрическому типу отнесены селения, имеющие центр, организующий жилую среду и воспринимаемый с многих направлений. В зависимости от широты раскрытия селения с центрической композицией могут быть разделены на два вида; с круговым и с полукруговым восприятием.

Селения, воспринимаемые преимущественно с двух Сторон, отнесены к линейному типу композиций. К третьему типу — фронтальных композиций отнесены селения, композиции которых рассчитаны на фронтальное восприятие. И, наконец, к четвертому типу — многоцентровых композиций отнесены селения, имеющие равноценные композиционные акценты, воспринимаемые взаимно. Здесь также выделено два вида: парные и многоакцентные композиции с взаимным восприятием, подчиненные единому центру.
Каждый из четырех типов композиций, в свою очередь, подразделяется по природно-географическим признакам на группы и подгруппы. Это приречные селения (при малой и большой реке), приозерные (приозерно-прибрежные, полуостровные открытые, полуостровные замкнутые, островные открытые), приморские (приморско-прибрежные и приморско-приречные).

В каждой природной подгруппе на основе анализа трех-пяти селений строится модель зрительного восприятия. Так, к примеру, приозерная группа селений при центрической композиции с круговым восприятием имеет четыре подгруппы
Из четырех типов композиций наибольшее распространение в природе при климатических условиях русского Севера имеют центрические (примерно 80%), более всего отвечающие условиям открытого северного ландшафта. Такие композиции отмечены во всех трех природных группах: приречных, приозерных и приморских, причем преобладают центрические композиции с полным круговым восприятием (примерно 50%).

На долю селений, имеющих центрическую композицию с неполным или направленным восприятием, приходится (примерно 30%) причем этот подтип преобладает в двух природных группах приречных и приозерных. Преобладание центрических композиций говорит о далеко не последнем значении зрительной ориентации, психологически необходимой в освоенном человеком пространстве. Селения с двусторонним восприятием (линейная композиция) встречаются реже, в основном, в приречной группе и составляют примерно 10%. И, наконец, селения, композиции которых основаны на фронтальном взаимном восприятии, отмечены в небольшом количестве (примерно по 5%) и только в группе озерных селений, где природные условия наиболее разнообразны.

Далее это работа И.А. Рябушиной «К вопросу о композиции Русских монастырей XV-XVII в.в.». В ней уже проведен анализ визуального восприятия объёмно-пространственной и планировочной структуры монастырей XV—XVII вв., проведенный по шестидесяти монастырям, позволил высказать предположение о существовании четырех основных композиционных групп с относительно устойчивым построением центральной части монастырского ансамбля.

В первой группе (более 52 % всех ансамблей) основным формирующим композицию звеном является пространство непосредственно прилегающей к главному собору площади, вокруг которой группируются основные сооружения. Во второй группе (около 14%) центральным элементом служит сам объем собора. В третьей (около 14 %) композиция формируется живописной, но достаточно компактной группой сооружений и раскрывается лишь в процессе движения к главному собору. В четвертую группу (более 20%) входят монастыри, основные формирующие элементы которых расположены в одну линию, т. е. по фронту, и соединены между собой переходом. Здесь существует две подгруппы: подгруппа «а» (13 %) монастыри, в которых фронт сооружений развернут в сторону основного входа Святых ворот, и подгруппа «б» (более 7%), в которую входят монастыри с расположением фронта строении под прямым углом к Святым воротам.
Внутри наиболее распространенной группы монастырей — с центральной площадью, образующей ядро ансамбля, удалось установить некоторые возможно существовавшие, приемы формирования композиции во времени, т.е. в каждый определенный исторический момент.

Особое место этой области занимают исследования в И.Л. Бусевой-Давыдовой, так как используется отдельный подход к изучению развития композиции древнерусских монастырей и монастырей эпохи классицизма и непосредственной зависимости пространственно композиции ансамбля обители от духовной, административной жизни монастыря.

Эти работы «Некоторые особенности пространственной организации древнерусских монастырей» и «Развитие композиции Русских монастырей эпохи классицизма» не ставят задачей выявление основных композиционных приемов. А исследуют как бы изнутри эпохи на примере некоторых монастырей детали и особенности той эпохи, во многом повлиявшей на ход строительства, перестройки и формирования пространственно-композиционного решения монастыря.

Классицистический монастырь по-иному, чем древнерусский, соотносился не только с городом, но и с природой. Если древнерусский ансамбль вписывался в природное окружение, то классицистический в той или иной степени противостоял ему. Монастыри эпохи классицизма позволяют заключить, что их застройка, планировка и композиция сохраняли преемственность по отношению к древнерусскому этапу. В то же время старые принципы построения обычно развивались, обогащались или выявлялись более четко: то, что в монастырях Древней Руси проявлялось белее спокойно.