Типологизация монастырей по историческим признакам

Типологизация монастырей по историческим признакам

размещено в: Понятие генплана | 0

Выявим направления для дальнейшего исследования, это конечно изначальное возникновение монастырей на Руси, данном случае каменных, в историческом контексте. Далее это обзор традиционных территорий, которые охватывает работа и обзор структуры монастыря с функциональной и духовной стороны. И наконец, кто же занимался данной тематикой в области светской и церковной науки.

Мы согласны с мнением И.Л. Бусевой-Давыдовой, что строительство каменных монастырей на Руси обязано, не деревянному зодчеству или градостроительству, а Византийскому монастырскому каменному зодчеству. Ко времени принятия православия на Руси византийские монастыри полностью сформировались как особый общественный институт, а монашество выделилось в отдельную группу населения средневекового мира. Основные положения, касающиеся монастырей и монашества, были сформулированы в трудах святителя Василия Великого, прп. Иоанна Лествичника, прп. Ефрема Сирина, прп. Исаака Сирина, прп. Феодора Студита. Согласно им монахи должны отрешиться от мирских благ и от самоволия, хранить целомудрие, проводить жизнь в непрестанной молитве и угождении Богу. Цель монашеского подвига первоначально виделась в личном спасении, но вскоре возникло представление, что монахи возносят молитвы за весь христианский мир. Подвижники на Руси многое заимствовали с Византии с Афона, также приглашали и зодчих.

Монастыри первоначально зарождались как особножительные (скитские) и общежительные. Монашество зародилось в III в. в Египте как отшельничество (пустынножительство). Основателем пустынножительства считается прп. Антоний Великий (251–356). Пустынники, селившиеся группами, образовывали скиты. В скиту каждый монах имел келью на правах личной собственности, владел имуществом, однако коллективной собственности (например, земельных владений) у монастыря не было. Существование монахов обеспечивалось их личными средствами – накопленными за время мирской жизни или заработанными в скиту (производство и продажа несложных ремесленных изделий – гончарство, плетение, деревообработка и пр.). Предпочтение отдавалось келейной молитве, а не церковной. В церкви пустынники собирались лишь по воскресным и праздничным дням, власть игумена была достаточно номинальной. Русские монастыри до второй половины XIV в. были почти исключительно Преимуществами особножительных монастырей с точки зрения основной цели монашества были возможность принципиального нестяжания (отказ от владения недвижимостью и ведения общего хозяйства) и максимальная продолжительность молитвенного бдения за счет сокращения времени, используемого для житейских нужд. Значительным недостатком, ставившим под угрозу само существование особножительной обители, являлась зависимость от ктиторских пожертвований: в русских климатических условиях монах-келлиот в одиночку не мог обеспечить себя продуктами питания, а преимущественно натуральный характер хозяйства не давал возможности кормиться ремеслом.

Особножительство вело также к имущественному неравенству монахов и к нарушению монашеской дисциплины. В псковских монастырях богатые вкладчики не соблюдали постов, а черные работы исполнялись слугами и бедными монахами, принятыми «за богорадь». Неравномерно делились и монастырские доходы: согласно грамотам XVI в. половину получал игумен, от четверти до половины – иеромонахи и иеродиаконы; из доходов за поминовения и молебны рядовым монахам не доставалось ничего. Тем не менее особножительные монастыри существовали на всем протяжении истории русского монашества, получая особое распространение в периоды возрастания индивидуального благочестия («нестяжательство», возглавленное прп. Нилом Сорским, скиты XVIII – XIX вв.).

Общежительные монастыри строились на основании общего владения имуществом, исключая немногочисленные личные вещи каждого монаха. Первый общежительный монастырь был устроен в Фиваидской пустыне преп. Пахомием Великим около 320 г. При общежитии (киновии) личное стяжание не допускалось, для братии готовилась общая трапеза, все пожертвования в монастырь, в том числе и земельные, считались коллективной собственностью монахов. Основные часы моления братия проводила в монастырском соборе, келейная молитва служила только дополнением к общей. Первым общежительным русским монастырем был Киево-Печерский, массовое возникновение общежительных обителей началось с середины XIV в. В Новгороде и Пскове долго держалось особножитие: первый псковский общежительный монастырь, Спасо-Елеазаров, был основан в 1430-е годы, в Новгороде в 1528 г. было только 4 общежительных монастыря. В 1862 г. Синод рекомендовал вводить общежительный устав в особножительных монастырях, но рекомендация не носила законодательного характера. В 1896 г. на всей территории Российской империи было 46 мужских общежительных монастырей и 101 женский, т.е менее 150 при общей численности около 800 монастырей (на 1900 г. – 503 мужских и 325 женских).

Также было деление монастырей иерархическое и по количеству насельников: 1, 2, 3 классов. Во главе монастыря стоял игумен (игоуменос – правящий, предводительствующий); крупные монастыри возглавлялись архимандритами (архимандритис, от архон тис мандрас – начальник пещеры; другая этимология – от архи – власть и мандра – хлев, овчарня). В византийской церкви архимандритами назывались настоятели, возглавлявшие объединения монастырей и назначавшиеся патриархом. На Руси архимандритом впервые назван игумен Киево-Печерского монастыря Поликарп (1171). До середины XIV в. упоминаются архимандриты в Рождественском монастыре во Владимире (1230), Богоявленском в Ростове, Спасском в Ярославле, Даниловом и затем Спасском в Москве (1330). Во второй половине XIV – XV вв. к ним прибавились архимандриты Симонова, Чудова и Высокопетровского монастырей в Москве, Спасо-Евфимиева в Суздале, Печерского и Благовещенского в Нижнем Новгороде, Горицкого в Переяславле Залесском, Отроча в Твери. Псковские монастыри до XVII в. возглавлялись только игуменами. По штатам 1764 г. архимандритами назывались настоятели монастырей 1 и 2 классов, совершающие богослужение в мантии со скрижалями и в митре, с наперсным крестом и палицей. С 1798 г. и третьеклассные монастыри могли возглавляться архимандритами, но последние не имели права на скрижали.

Рассмотрим исторический аспект возникновения монастырей. Первое сообщение о существовании монастырей на Руси содержится в «Слове о законе и благодати» митрополита Илариона, который упомянул, что при князе Владимире «манастыреве на горах сташа, черноризьци явишася» (БЛДР, 1, с. 46). Сын Владимира Ярослав Мудрый основал в Киеве Георгиевский и Ирининский монастыри, под 1051 г. летопись говорит о создании Киево-Печерского монастыря. В домонгольский период в Киеве существовало до 17 монастырей, примерно такое же количество имелось и в Новгороде; всего на Руси было основано около 70 монастырей. Подавляющее большинство обителей были ктиторскими. В роли ктиторов выступали князья и епископы, содержавшие монахов на свои средства. Во второй половине XIV – XV вв. наблюдается значительный рост монастырей не ктиторских, а возникших по личной инициативе основателей.

Один из первых таких монастырей, Троицкий, был основан преп. Сергием Радонежским и завоевал огромный авторитет уже при жизни своего основателя. Учениками прп. Сергия были прп. Савва Сторожевский, прп. Мефодий Пешношский, прп. Павел Обнорский, прп. Авраамий Городецкий, прп. Афанасий Высоцкий, прп. Сергий Нуромский, прп. Иаков Железноборский, тоже ставшие основателями монастырей; к духовному кругу прп. Сергия принадлежали и основавшие собственные монастыри прп. Кирилл Белозерский, прп. Стефан Махрищский, прп. Димитрий Прилуцкий, прп. Дионисий Суздальский.

В XV в. появились также столь известные монастыри, как Иосифо-Волоцкий, Пафнутьево-Боровский, суздальский Спасо-Евфимиев. В свою очередь, Кирилло-Белозерский монастырь, основанный преп. Кириллом, уже в конце XV – начале XVI в. дал плеяду подвижников, ставших игуменами новых обителей (прп. Савватий Соловецкий, прп. Александр Ошевенский, прп. Мартиниан Белозерский, прп. Корнилий Комельский). По подсчетам В.О. Ключевского, в XIV в. было основано 42 городских и 42 пустынных монастыря, в XV в. – 27 городских и 57 пустынных. Преимущественными районами монастырского строительства были центральная часть Московского княжества, Заволжье и русский Север. В XVI в. среди новооснованных обителей по-прежнему преобладают пустынные – 51 (и 35 городских), в том числе Антониев Сийский, Троицкий Болдинский, Спасо-Суморин, основанные соответственно прп. Антонием Сийским, прп. Герасимом Болдинским и прп. Феодосием Тотемским. География монастырской колонизации расширяется за счет присоединенных к государству областей Среднего и Нижнего Поволжья, затем Сибири.

В этих областях, как правило, монастыри были городскими и закладывались вместе с новыми городами – опорными пунктами русской колонизации. По данным И.К. Смолича, за вторую половину XVI в. в Понизовье появились 21 город и 31 монастырь. Основание монастырей на новых землях становится государственной политикой: из 101 монастыря, возникших в Понизовье за XVI – XVII вв., 95 были отстроены по указам и на средства центральной власти. Число мужских монастырей в несколько раз превышало число женских. Заметен территориальный сдвиг монастырской колонизации на южные «украины»: появились монастыри в городах по засечным чертам. Древнерусские монастыри преимущественно были малобратскими (от 3 до 10 монахов), в XVI в. лишь 8 – 10 обителей имели более 50 монашествующих. К началу XVIII в. в России насчитывался 1201 монастырь (965 мужских и 236 женских). В первой половине XVIII в. в результате закрытия или объединения с более крупными было ликвидировано 175 монастырей, хотя одновременно основано 37 новых обителей.

Особенно заметно сократилось число монашествующих в результате правления Анны Иоанновны (примерно с 25000 в 1724 г. до 14000 в 1738 г.). В 1764 г. императрица Екатерина II издала указ о секуляризации церковных и монастырских владений, т.е. о передаче их в управление светскому учреждению – Коллегии экономии. Синод упразднил в общей сложности 589 монастырей, оставив в Великороссии 387 монастырей (штатных и заштатных). В начале XIX в. на всей территории Российской империи имелось 452 монастыря. Во второй половине XIX в. наблюдается значительный рост монастырского строительства: к началу XX в. число монастырей удвоилось, а в 1914 г. их стало 1025. После Октябрьской Революции до 1989 года на территории России оставалось 21 монастыря. Сейчас на 2006 год на территории Российской Федерации, действующих: 208 мужских и 235 женских обителей.